220459122204591222045912220459122204591222045912
- Стаж: более 1 года
- м. Беляево
- Нейропсихолог
Записаться
220457382204573822045738220457382204573822045738
- Стаж: 13 лет
- м. Беляево
- Невролог
Записаться
220456712204567122045671220456712204567122045671
- Стаж: менее 1 года
- м. Медведково
- Нейропсихолог
Записаться
220456392204563922045639220456392204563922045639
- Стаж: более 2 лет
- м. Беляево
- Нейропсихолог
Записаться
220454462204544622045446220454462204544622045446
- Стаж: менее 1 года
- м. Беляево
- Нейропсихолог
Записаться
220437012204370122043701220437012204370122043701
- Стаж: 2 года
- м. Беляево
- Клинический психолог
Записаться
220436982204369822043698220436982204369822043698
- Стаж: 6 лет
- м. Беляево
- Нейропсихолог
Записаться
220436962204369622043696220436962204369622043696
- Стаж: 10 лет
- м. Медведково
- Нейропсихолог
Записаться
207600002076000020760000207600002076000020760000
- Стаж: более 6 лет
- м. Беляево
- Невролог
Записаться
209680002096800020968000209680002096800020968000
- Стаж: более 32 лет
- м. Беляево
- Врач ультразвуковой диагностики
Записаться
205030002050300020503000205030002050300020503000
- Стаж: более 36 лет
- м. Беляево
- Рефлексотерапевт
Записаться
215050002150500021505000215050002150500021505000
- Стаж: 8 лет
- м. Медведково
- Врач ультразвуковой диагностики
Записаться
220459502204595022045950220459502204595022045950
- Стаж: 23 года
- м. Беляево
- Педиатр-реабилитолог, Рефлексотерапевт
Записаться
213130002131300021313000213130002131300021313000
- Стаж: 27 лет
- м. Медведково
- Рефлексотерапевт
Записаться
218310002183100021831000218310002183100021831000
- Стаж: менее 1 года
- м. Беляево
- Нейропсихолог
Записаться
207900002079000020790000207900002079000020790000
- Стаж: более 3 лет
- м. Медведково
- Нейропсихолог
Записаться
206680002066800020668000206680002066800020668000
- Стаж: 8 лет
- м. Беляево
- Нейропсихолог
Записаться
215610002156100021561000215610002156100021561000
- Стаж: менее 1 года
- м. Беляево
- Клинический психолог
Записаться
220458032204580322045803220458032204580322045803
- Стаж: 3 года
- м. Беляево
- Массажист
Записаться
204670002046700020467000204670002046700020467000
- Стаж: 24 года
- м. Беляево
- Массажист
Записаться
199210001992100019921000199210001992100019921000
- Стаж: более 32 лет
- м. Медведково
- Рефлексотерапевт
Записаться
219300002193000021930000219300002193000021930000
- Стаж: 6 лет
- м. Медведково
- Нейропсихолог, Клинический психолог
Записаться
204150002041500020415000204150002041500020415000
- Стаж: более 6 лет
- м. Медведково
- Нейропсихолог
Записаться
997100099710009971000997100099710009971000
- Стаж: более 15 лет
- м. Беляево
- Логопед-дефектолог
Записаться
185800001858000018580000185800001858000018580000
- Стаж: более 8 лет
- м. Беляево
- Нейропсихолог
Записаться
193860001938600019386000193860001938600019386000
- Стаж: более 2 лет
- м. Медведково
- Нейропсихолог
Записаться
220463312204633122046331220463312204633122046331
- Стаж: 11 лет
- м. Медведково
- Педиатр
Записаться
220462062204620622046206220462062204620622046206
- Стаж: 12 лет
- м. Беляево
- Педиатр
Записаться
220400002204000022040000220400002204000022040000
- Стаж: 17 лет
- м. Медведково
- Педиатр-реабилитолог
Записаться
215300002153000021530000215300002153000021530000
- Стаж: 14 лет
- м. Медведково
- Невролог
Записаться
193540001935400019354000193540001935400019354000
- Стаж: более 30 лет
- м. Беляево
- Невролог
Записаться
220460602204606022046060220460602204606022046060
- Стаж: менее 1 года
- м. Беляево
- Массажист
Записаться
220453492204534922045349220453492204534922045349
- Стаж: 23 года
- м. Медведково
- Массажист
Записаться
191300001913000019130000191300001913000019130000
- Стаж: более 4 лет
- м. Медведково
- Массажист
Записаться
215550002155500021555000215550002155500021555000
- Стаж: 15 лет
- м. Беляево
- Логопед-дефектолог
Записаться
220452152204521522045215220452152204521522045215
- Стаж: более 13 лет
- м. Медведково
- Логопед-дефектолог
Записаться
211200002112000021120000211200002112000021120000
- Стаж: 2 года
- м. Медведково
- Логопед-дефектолог
Записаться
207990002079900020799000207990002079900020799000
- Стаж: более 2 лет
- м. Медведково
- Логопед-дефектолог
Записаться
190130001901300019013000190130001901300019013000
- Стаж: более 3 лет
- м. Медведково
- Логопед-дефектолог
Записаться
190090001900900019009000190090001900900019009000
- Стаж: более 2 лет
- м. Медведково
- Нейропсихолог
Записаться
185840001858400018584000185840001858400018584000
- Стаж: более 5 лет
- м. Беляево
- Логопед-дефектолог
Записаться
184660001846600018466000184660001846600018466000
- Стаж: более 40 лет
- м. Беляево
- Логопед
Записаться
207470002074700020747000207470002074700020747000
- Стаж: менее 1 года
- м. Медведково
- Нейропсихолог, Клинический психолог
Записаться
206520002065200020652000206520002065200020652000
- Стаж: менее 1 года
- м. Медведково
- Нейропсихолог, Психолог
Записаться
184590001845900018459000184590001845900018459000
- Стаж: более 7 лет
- м. Беляево
- Нейропсихолог
Записаться
175900001759000017590000175900001759000017590000
- Стаж: более 2 лет
- м. Медведково
- Логопед-дефектолог
Записаться
167470001674700016747000167470001674700016747000
- Стаж: более 2 лет
- м. Медведково
- Нейропсихолог
Записаться
682000682000682000682000682000682000
- Стаж: более 4 лет
- м. Медведково
- Невролог
Записаться
253000253000253000253000253000253000
- Стаж: более 20 лет
- м. Медведково
- Невролог, Нейрохирург
Записаться
106330001063300010633000106330001063300010633000
- Стаж: более 1 года
- м. Медведково
- Нейропсихолог
Записаться
104570001045700010457000104570001045700010457000
- Стаж: более 28 лет
- м. Медведково
- Мануальный терапевт
Записаться
104650001046500010465000104650001046500010465000
- Стаж: более 23 лет
- м. Беляево
- Логопед-дефектолог
Записаться
102470001024700010247000102470001024700010247000
- Стаж: более 5 лет
- м. Медведково
- Логопед-дефектолог
Записаться
779000779000779000779000779000779000
- Стаж: более 10 лет
- м. Медведково
- Логопед-дефектолог
Записаться
116200011620001162000116200011620001162000
- Стаж: более 32 лет
- м. Медведково
- Логопед-дефектолог
Записаться
152600015260001526000152600015260001526000
- Стаж: более 10 лет
- м. Беляево
- Логопед-дефектолог
Записаться
332300033230003323000332300033230003323000
- Стаж: более 17 лет
- м. Медведково
- Логопед-дефектолог
Записаться
384500038450003845000384500038450003845000
- Стаж: более 25 лет
- м. Беляево
- Остеопат
Записаться
992900099290009929000992900099290009929000
- Стаж: более 22 лет
- м. Беляево
- Логопед-дефектолог
Записаться
Этапы формирования импрессивной и экспрессивной речи
Этапы формирования импрессивной и экспрессивной речи
Этапы формирования импрессивной и экспрессивной речи 1. Речь и ее формы
- Импрессивная форма речи
- Экспрессивная форма речи
- 2. Этапы формирования речи
- 3. Функции импрессивной и экспрессивной речи
- 4. Причины речевых расстройств
Речь – это важнейшее средство общения для любого из нас. Устная речь начинает формироваться с самого младенчества: малыш выражает свои чувства с помощью крика и лепетания, постепенно переходя к более сложным лингвистическим приемам.
В этой статье мы расскажем вам об этапах образования речи, о нормах и отклонениях речевого развития.
Речь и ее формы
Этапы формирования импрессивной и экспрессивной речи
Речью называют форму общения людей в результате согласованной деятельности мозговых отделов с органами артикуляции. Правильность речи зависит от того, какой у человека уровень понимания, восприятия и воспроизведения звуков, как он формулирует фразы, правильно ли располагает слова в предложениях.
Появление самостоятельной речи начинается с процесса ее понимания. Под процессом понимания подразумевается способность человека выделить из информационного потока главный смысл.
Лингвисты выделяют две формы речи: экспрессивную (воспроизводимую) и импрессивную (воспринимаемую).
Импрессивная форма речи
Сенсорная (импрессивная) речь – это сам процесс восприятия, распознавания и понимания устной/письменной речи. Сначала мозг человека воспринимает речевое сообщение с помощью зрения и слуха, потом выделяет информативные моменты, а в финале выявляет его смысловой подтекст.
Виноватой в нарушениях импрессивной речи немецкий ученый Карл Вернике назначил мозговую сенсорную зону, которая является своеобразным «хранилищем» усвоенных человеком слов. Поражение этого участка головного мозга может привести к тому, что образы сохраненных в нем слов распадутся, и тогда при хорошем слухе человек не сможет понять смысла речевых высказываний.
Экспрессивная форма речи
Под моторной (или экспрессивной) речью подразумевается психический процесс высказывания с помощью языка. Он начинается с замысла, переходит к внутренней речи, после чего обретает форму устного/письменного внешнего изречения.
В 1861 году хирург из Франции Поль Брока выяснил, что если мозг поражен в областях 2-й и 3-й извилин, то человек продолжает понимать речь, но утрачивает способность членораздельно разговаривать и лишь издает бессвязные звуки. Поэтому по мнению ученого, коррекционное воздействие при патологиях экспрессивной речи следует оказывать именно на пораженную зону.
На сегодняшний день развитие импрессивной и экспрессивной форм речи у дошкольников является настоящей проблемой, решают которую коррекционные педагоги.
Этапы формирования речи
Этапы формирования импрессивной и экспрессивной речи
Этапы формирования импрессивной/сенсорной речи
Импрессивный вид речи развивается в раннем детстве в четыре основных этапа.
-
На первом этапе ребенок начинает понимать интонацию взрослых.
-
На втором этапе малыш понимает ситуацию. Событие, которое повторяется регулярно, становится привычным и понятным. Кроха может даже предугадывать, что произойдет дальше и чем закончится действие.
-
На следующем этапе ребенок способен понять речь в определенной ситуации. Смысл сказанного ему понятен, если названный предмет, событие, явление или действие точно совпадают с произнесением соответствующих слов.
-
На последнем этапе малыш уже понимает речь вне зависимости от происходящего. То есть, на простую просьбу взрослого (например, показать игрушку или взять ее в руки) ребенок правильно выполняет действие.
С точки зрения психологии, сенсорная речь формируется последовательно: мозг ребенка с помощью слуха и системы речи воспринимает поступающую к нему информацию, расшифровывает ее, определяя звучание букв и интонацию, а потом анализирует новые данные, совмещая их с уже знакомыми данными, отложенными в мозговых отделах.
Понятно, что если ребенок имеет отклонения и плохо понимает речь, это может негативно повлиять на развитие и успешность личности в целом.
Этапы формирования экспрессивной/моторной речи
Процесс формирования моторных речевых функций связан с развитием ребенка в дошкольном возрасте, ведь именно тогда он начинает осознанно разговаривать, умеет учитывать условия ситуации и характер разговора, расширяет словарный запас и обогащает свою речь более сложными речевыми оборотами.
Экспрессивная речь тоже формируется поэтапно.
- На 1-м этапе оформляется мотив и/или возникает желание высказаться.
- На 2-м этапе воспроизводится сформулированная мысль в отделах мозга (кодируется главная идея).
- На заключительном 3-м этапе озвучивается сформулированное высказывание.
С младенчества ребенок постепенно учится воспринимать обращенные к нему слова. Экспрессивная собственная речь развивается так:
-
крик (кроха кричит с самого рождения, только так он может высказаться);
-
гуление (период с двух до шести месяцев, в который ребенок произносит протяжные гласные «ги, гу, агу»);
-
певучее гуление по слогам (губные звуки, которые позже преобразуются в лепет);
-
лепетание (малыш в возрасте от четырех до восьми месяцев многократно повторяет слоги, например, «ма-ма, ба-ба»);
-
простейшие слова («на, дай, ам, мама, баба», которые кроха уже может произносить на фоне продолжающегося периода лепетания);
-
фразы (взрослый лексикон, которым ребенок овладевает примерно в годовалом возрасте).
Обычно экспрессивная речь развивается при участии родителей. Именно от мамы и папы, от их поведения и частоты общения с чадом будет зависеть, насколько быстро малыш научится разговаривать. Словарный запас, верная постановка предложений и четкое формулирование мыслей тоже не возникнут из пустого места, эти навыки придут под влиянием услышанного, увиденного и происходящего вокруг малыша.
Отклонения развития моторной речи чаще всего обнаруживаются у детей, имеющих особенности здоровья, перенесших серьезные травмы или заболевания, но большинство из них достаточно хорошо поддаются корректирующему лечению при участии опытного логопеда.
Функции импрессивной и экспрессивной речи
Этапы формирования импрессивной и экспрессивной речи
Хорошо развитая импрессивная речь выполняет следующие функции:
- человек способен общаться, ощущать себя полноценным членом социума (понимание правил, восприятие просьб других людей, реагирование на обращение);
- личность развивается (расширение кругозора, пополнение словарного запаса);
- человек использует прошлый жизненный опыт для того, чтобы улучшить качество происходящей реальности (например, малыш, который не способен в мозговых отделах сохранить предостережение родителей, что кипяток пить опасно, будет постоянно обжигаться, снова и снова забывая эту информацию).
Самые важные функции экспрессивной речи – это:
- умение выразить свои эмоции (человек, который не способен донести до окружающих свои чувства, предрасположен к неврозам, депрессиям и психическим расстройствам);
- легкая адаптация в обществе и новых условиях;
- быстрая социализация (ребенок комфортно чувствует себя в обществе без близких взрослых).
Словом, нарушения развития экспрессивной и импрессивной речи могут стать причиной того, что малыш, имея бедный речевой словарь и низкое восприятие услышанного, отдалится от компании сверстников, не сможет полноценно дружить и общаться, а значит и во взрослой жизни его ждут схожие проблемы – ему трудно будет построить личные отношения, успешно учиться и трудиться.
Причины речевых расстройств
Этапы формирования импрессивной и экспрессивной речи
Причину нарушений выявляет специалист логопедии или дефектологии, чтобы скорректировать ее и помочь маленькому пациенту решить проблемы с речью.
Расстройства импрессивной и экспрессивной речи могут возникнуть из-за:
- серьезных нарушений функционирования центральной нервной системы;
- средних форм нарушения работы ЦНС, что может привести к заиканию, молчанию ребенка в ответ на обращение к нему, неспособности воспринимать и воспроизводить информацию;
- отклонений в строении артикуляционного аппарата;
- физиологических причин (преждевременные или сложные роды, хронические заболевания, особенности воспитания, плохая экология).
Пройти курс дистанционного обучения и получить диплом учителя-дефектолога, учителя-логопеда можно в нашем институте. Вы узнаете все нюансы логопедической работы с детьми, имеющими разнообразные речевые нарушения, и сможете помогать им наладить речь и стать успешными людьми.
Новости МБУ ЦППМиСП № 9
|
Слова — переход осуществляется на фоне продолжающегося лепета: лепетные слова (мама, папа, бобо, бах, ам, дай) с 11-12 месяцев
Появление слов взрослого лексикона (молоко – моко, мами – возьми, мака – маленькая, титики –часики) начало с 1 года 7/ 9 месяцев. Сосуществование слов, правильно и неправильно произносимых, — основная закономерность начальных этапов становления речи у детей.
- Рост словаря ребенка от года и старше
- 1год -5-9 слов
- 1,5 года от 20 до 40 ( у разных авторов)
- 2 года от 50 до 200 слов
- 3 года от 800 до 1000 слов
- 3,5 года — 1100
- 4 года 1600 — 1900
- 5 лет 1900 — 2200
- Развитие фразовой речи
- Появление словосочетаний из двух лексических единиц (Ляля бах, папа ам) — начало с 1 года 9 месяцев до двух лет
- Появление и развитие предложений — с двух лет
К трем годам начинает употреблять сложные придаточные предложения, появляются вопросы «почему?» «когда?», использует практически все части речи, предлоги и союзы.
- Использует единственное и множественное число
- К четырем годам речь оформлена грамматически правильно, используются суффиксы, более сложные фразы.
- Дальнейшее развитие речи оценивается, в основном, не по количеству слов, а по умению отвечать на вопросы, наличию инициативы в разговоре, построение логических цепочек, умение составить рассказ по картинке, рассказать о событии, пересказать сказку.
- Параллельно оценивается понимание сложных грамматических конструкций.
- Некоторые закономерности развития речи детей раннего возраста
Показателем дальнейшего (после года) развития детской речи является не правильное звукопроизношение, как почему-то думают родители, а своевременное развитие у ребенка способности использовать слова своего лексикона в различных сочетаниях друг с другом, т.е. развитие способности соединять слова в предложения.
***
Характерной особенностью детской речи вплоть до 3 лет является то, что многие звуки родного языка опускаются или замещаются близкими по звучанию или артикуляции. Это происходит потому, что артикуляция звуков вырабатывается не сразу, а постепенно, а также восприятие речи далеко не совершенно. Дети говорят слова, состоящие из доступных звуков:
- а) раннего онтогенеза речи: гласные а, о, у, и, согласные м, п (б), т (д), н', к, г, х, с, -йот;
- б) среднего онтогенеза речи: гласный ы, дифференциация по мягкости, твердости, озвончение всех согласных, л';
- в) позднего онтогенеза речи: р, р', ш, ж, ч, щ (требующие поднятия передней части языка), л, ц.
- ***
- Первые слова детей характеризуются полисемантизмом: одно и то же звукосочетание в различных случаях служит выражением разных значений, и эти значения становятся понятными только благодаря ситуации и интонации.
- ***
- Чем меньше слов в лексиконе ребенка, тем больший процент составляют слова, правильно произносимые. Чем больше слов в лексиконе ребенка, тем больший процент составляют слова контурные и искаженные, что можно объяснить как физиологической неподготовленностью речевого аппарата ребенка к воспроизведению вновь усваиваемых им трудных слов,
- ***
- После появления 5-6 слов возможна остановка развития словаря на 4-6 месяцев.
- Звукопроизношение
- Звукопроизношение ребенка вызывает много вопросов и тревог родителей.
Сначала малыш говорил 10-20 слов и все было понятно. Баба, мама, биби — бах — все эти слова были понятны окружающим. И вот, с расширением словаря речь стала смазанной и непонятной. Что значит «тутите мутити» или
» дати ляпака». Совсем не просто догадаться, что ребенок просит включить музыку или хочет яблоко. Особенно смущает родителей то, что кто-то из соседских детей начал говорить сразу и правильно.
Еще раз напомню, все дети разные. Быстрое увеличение словаря (лексический взрыв) мешает малышу справиться с правильным произношением. Кто-то чисто произносит звуки, но у него нарушена слоговая структура, например, вместо собака бака, кто-то количество слогов выдерживает, но произносит бабака, иногда уже умея говорить звук «с» ребенок может говорить «басака»
Что с этим делать? Во-первых отнестись к этому спокойно. Во-вторых старайтесь говорить не очень быстро. Не нужно исправлять малыша, лучше правильно повторить его просьбу и выполнить ее. Например, ребенок просит макако, вы говорите: «молоко? сейчас дам»
Напомню, что есть звуки простые и сложные в артикуляционном плане. Я уже писала о звуках раннего, среднего и позднего онтогенеза. Но это совсем не значит, что у малыша звук «С» обязательно должен появиться до двух лет.
Шипяшие (ш, ж) свистящие (с и з) африкаты/сдвоенные согласные (ц, ч, щ), сонорные (р, л) многими детьми усваиваются не сразу.
Например, в 2,5— 3 года вместо звука с ребенок сначала может произносить звуки ть, т (там, тям вместо сам), в 3 — 4 года — звук сь (сям) к 4 — 5 годам он может усвоить этот звук и правильно его произносить. То же самое происходит при усвоении других сложных в произношении звуков.
Таким образом, усвоение правильного звукопроизношения может формироваться довольно долго и у всех детей по-разному. Если один ребенок может правильно произносить все все звуки к 3 — 4 годам, то другой может усвоить их к 5-6 годам.
Нужны ли ребенку занятия с логопедом нужно решать на очной очной консультации.
О диагнозе ЗРР — задержка речевого развития.
Ключевое слово ЗАДЕРЖКА. Не нарушение, а задержка. Могут поставить ребенку в два года.
По старым нормам к двум годам требовали 200 слов, поэтому детям иногда при 50 словах и ставят ЗРР, но я уже писала, что это временный диагноз, при отсутствии проблем, он в 4-5 лет снимается автоматически.
По новым данным, хорошее понимание ребенком обращенной речи, наличие в словаре 50 слов, включая лепетные и звукоподражания, их активное использование, а также появление двухсоставных конструкций (ляля бах, мама ди) говорит о том, что речь развивается нормально. Но необходимость обратить внимание на речь ребенка — есть. В частности, важно, чтобы с ребенком разговаривали ,а не просили повторять слова.
Помните, что длительные просмотры телевизора, постоянный звуковой фон (аудио аппаратура) снижают активность собственной речи ребенка.
Речь возникла и развивается для общения, перекос в сторону слушания, мешает ребенку «разговориться».
Развитие речи у малышей до года: крик, гуление, лепет, первые слова
Речевое развитие ребёнка до 1 года по месяцам. Рассмотрим все этапы начиная с рождения: крик, гуление, лепет, появление первых слов. Вы узнаете, что является нормой, а что патологией, как можно стимулировать раннее речевое развитие ребёнка.
Речь – это высшая психическая функция, являющаяся основой мышления, а не только средство общения. Она позволяет крохам анализировать и классифицировать свои впечатления об окружающем мире, делать обобщения и выводы. Недаром развитию речи у малышей придают такое значение родители и специалисты.
Этапы речевого развития до года
Развитие речи ребёнка от рождения до года условно делится на четыре неравных по срокам этапа. Темпы развития в младенчестве могут незначительно отличаться по времени, но указанная периодизация позволяет отделить норму от патологии.
Этапы речевого развития ребёнка до года:
- Стадия крика длится от рождения до 6–8 недель. Крик и звуки, издаваемые малышом, относятся к рефлекторным звукам. Чаще всего это гласные звуки с носовым оттенком. Короткий вдох и удлинённый выдох сопровождают громкий крик.
- Стадия гуления длится с двух до пяти месяцев. Крик ребёнка приобретает интонационную окраску, меняется в зависимости от состояния малыша. Гукающие звуки и их сочетания с гласными могут возникать как спонтанно, так и при общении со взрослым (ребёнок начинает говорить агу, гы, кхы, ага, га, эгэ, аа). Этап развития сопровождается появлением улыбки для всех, кто общается с ребёнком, чуть позже – первого смеха, похожего на повизгивание. Гуление происходит на выдохе — так тренируется речевое дыхание.
- Стадия лепета длится до 10-11 месяцев. 6-7 месяцев — это срок, когда появляется лепет у ребёнка. Для начала этого этапа характерен простой лепет, состоящий из отдельных слогов (па, ба, ля), переходящий позднее в слоговые цепочки (па-па-па, ба-ба-ба, ля-ля-ля). Ротовая полость становится совершеннее, язык имеет возможность для выполнения разнообразных движений. Это делает доступным произнесение различных звуковых комплексов ребёнком, похожих по звучанию на слоги с гласной на конце: ма-ма-ма, па-па-па, да-да-да, ня-ня-ня.
- Стадия первых слов наступает в конце первого года жизни. На этом этапе ребёнок начинает соотносить лепетные комплексы с конкретными словами. Он не просто произносит цепочку слогов ма-ма-ма, а соотносит слово ма-ма с реальным предметом, реагирует на появление папы словом — па-па. Первые слова ребёнка состоят из двух одинаковых слогов (па-па — папа, ба-ба — бабушка, ля-ля — кукла). Интенсивно развивается понимание обращённой речи, малыш активно начинает накапливать пассивный словарь. Он ещё не может сказать «ослик», но если вы попросите дать игрушку, изображающую ослика, он даст.
Один из результатов развития речи на первом году жизни – понимание значений большого количества слов, обозначающих действие. Ребёнок понимает не только обозначения крупных движений (стоять, бежать, есть), но и слова, означающие мелкие действия, выполняемые рукой (разожми кулачок, дай руку, покажи, что у тебя в руке, отпусти).
Нормы развития речи по месяцам
Описанные выше стадии развития речи младенца имеют более подробное деление для определения нормы или патологии.
Показатели нормы могут незначительно сдвигаться в зависимости от индивидуальных особенностей малыша и условий его роста.
Известно, например, что каждое перенесённое ребёнком раннего возраста серьёзное заболевание «отбрасывает» его немного назад в плане развития умений и навыков. Это касается и мальчиков и девочек.
Развитие речи ребёнка по месяцам в норме:
- Первые полтора месяца жизни. Появляются звуки, которыми ребёнок реагирует на обращённую к нему речь матери и других близких людей. Это преимущественно гласные звуки и их сочетания (о, а, у, я, ау, уа). Ребёнок в состоянии сосредоточить взгляд на лицах родных, на показываемых ему игрушках, прислушаться к звукам человеческой речи. В этот период дети с предпосылками будущего расстройства речи могут быть выявлены по оценке характера их крика – пронзительного или очень тихого, возможны всхлипывания или вскрикивания на вдохе, а не на выдохе, как полагается при нормальном развитии.
- На 2–3 месяце «комплекс оживления», состоящий из характерных движений ручек и ножек при виде матери, сопровождается гортанными звуками и их комбинациями с гласными (а-а-а, а-а-ги, а-а-гу, а-га). Такое гуканье возникает не только при контакте со знакомыми близкими людьми. Оно может возникнуть спонтанно, когда малыш сыт и доволен, или при рассматривании игрушки. Ещё одно достижение этого этапа – слуховое и зрительное сосредоточение на источнике звука или движения.
- На 3–5 месяце ребёнок ищет контакта со взрослыми своим взглядом, улыбкой, произносит протяжные звуки — гулит. Они чаще всего состоят из таких звукосочетаний, как гы, кхы, агу, ага, га, эгэ, аа. Иногда эти сочетания настолько причудливы, что их сложно воспроизвести. Патологией на этом этапе считаются однообразные звуки гуления в сопровождении хаотических движений рук и ног, отсутствие интонационной выразительности.
- На 6 месяце жизни в речи ребёнка появляются лепет, состоящий из таких сочетаний звуков, как «га, ка, па, ма». Постоянно повторяясь, они уже достаточно сильно становятся похожи на модели слов, как бы произнесённых по слогам: «ма-ма-ма-ма, ба-ба-ба». Появляются такие импровизации только в хорошем настроении, и пока ещё они не могут быть средством общения. В этот период можно диагностировать врождённую глухоту, потому что у глухого ребёнка лепет отсутствует, постепенно угасают звуки гуления.
- На 7 месяце появляется связь между предметом и обозначающим его словом. Если родители специально уделяют внимание этому умению, показывают предметы и игрушки, называя их по нескольку раз, то ребёнок быстро научится отыскивать их взглядом по просьбе взрослого. Слова должны быть чётко различимы по звучанию. У ребёнка с задержкой развития речи лепет отсутствует или проявляется отдельными элементами, малыш не подражает движениям взрослого, не выполняет простейшие словесные команды.
- После 9 месяцев в активном словаре ребёнка содержится от 10 до 25 слов. Наряду с правильно произносимыми словами (папа, баба, дядя, ляля), это могут быть и лепетные слова (ам, бобо, бах), и частично произносимые формы слов («кач» – качаться, «зя» – нельзя), а также звукоподражания голосам животных и окружающим звукам (мяу, га-га, би-би). К этому времени уже установлена связь между словом и предметом, который оно обозначает. Речь к концу первого года жизни является основным средством общения ребёнка со взрослыми.
В такой последовательности развивается речь малыша. Стоит насторожиться, если он предпочитает вместо слов выражать свои желания жестами, мимикой и мычанием. У годовалого ребёнка такие проявления не считаются отклонением от нормы, если при общении используются ещё и слова.
Стимуляция раннего развития речи
Раннее речевое развитие ребёнка напрямую связано с формированием головного мозга во внутриутробном периоде. Поэтому от нормального течения беременности и родов зависит очень многое.
Этап беременности
На развитие мозговых структур ещё не родившегося младенца может повлиять генетическая предрасположенность к наследственным патологиям развития плода, стрессовые перегрузки матери во время беременности, воздействие никотина и алкоголя, недостаточное питание мамы. Сюда же относится нехватка кислорода (гипоксия) у ребёнка во время беременности и родов, отрицательный резус-фактор, негативное действие инфекций и хронических патологий.
У процесса внутриутробного развития мозга есть очень важная особенность – его нервные связи и структуры развиваются не только под влиянием генов наследственности, но и под влиянием потоков информации, поступающих по ещё пока незрелым, но всё-таки действующим органам чувств.
Ещё не родившийся малыш способен слышать звуки окружающего мира и биение сердца матери, чувствовать её движения. Правильно поступают женщины, которые ещё до рождения младенца читают ему сказки, разговаривают с ним, вместе слушают хорошую музыку.
После рождения младенца
Разговаривайте с новорожденным при кормлении, одевании, гигиенических процедурах. Так ему передаётся смысл слов, обозначающих предметы и действия. Даже не понимая значения слов родителей, младенец улавливает эмоциональную окраску речи. Он осознаёт, что обращаются к нему, возникает желание ответить. Правы те мамы и папы, которые разговаривают с малышом с первых дней его жизни.
Ещё на первом году жизни нормально развивающемуся ребёнку доступна особенность речи – понимать, что одним словом называют разные предметы. «Киса» – это и живая кошка, и мягкая игрушка, и фарфоровая фигурка за стеклом шкафа.
«Би-би» — это и настоящий автомобиль, и пластмассовая машинка на верёвочке, и картинка в детской книжке. Способность понимать обобщающие слова может быть развита к концу первого года родителями, неустанно знакомящими малыша с различными предметами и явлениями его окружения.
Нужно комментировать всё, что происходит вокруг ребёнка.
Речевое развитие – процесс, тесно связанный с развитием сенсорных способностей малыша. Сенсорное воспитание – это развитие восприятия, различение формы и цвета окружающих предметов.
Сенсорные способности нужно развивать с первых дней жизни малыша, окружая его выразительными по цвету предметами интерьера и игрушками.
Для развития слуха можно чаще предлагать ему гармонично звучащие игрушки, музыкальные инструменты, эмоционально общаться с ребёнком.
Произносимые малышом звуки следует дублировать, повторяя неоднократно.
Все манипуляции, связанные с едой, умыванием и прочими процедурами, нужно проговаривать, и чаще общаться с ребёнком не по необходимости, а для установления контакта.
Повторяя за малышом произносимые им сочетания звуков, взрослые как бы стимулируют его к новому подражанию. Важно помнить, что такие занятия не принесут результата, если ребёнок голоден, ему холодно, он устал и т. п.
Во втором полугодии для развития нужно чаще рассматривать предметы и игрушки, называя их, сопровождать словами движения ребёнка. Для стимуляции детской речи в шесть месяцев важно вызывать у малыша потребность говорить. Для этих целей можно не давать сразу игрушку, которую он просит, а подождать речевой реакции («ляля, би-би»).
Нужно задавать ребёнку вопросы, ответом на которые служат слова «да», или «нет». Важно предлагать звукоподражание, если малыш затрудняется в назывании предмета: «Что тебе дать? Собачку? Ав-ав?», «Где машина? Где би-би?» Такая стратегия родительского поведения принесёт весомые плоды в виде активной речевой деятельности.
Развитие мелкой моторики также ведёт за собой скачок в развитии речи. Если родители учили ребёнка махать ручкой при прощании, протягивать её, здороваясь, то годовалый ребёнок выполнит эти движения, стоит только взрослому попросить его об этом.
Внимательные мама и папа стимулируют движения малыша словами: «Встань, ложись, садись, возьми, положи, подними». Чуть позже, как только ребёнок научится ходить, к ним прибавляются: «Иди, подойди, стой».
Можно приучить малыша воздержаться от неправильного действия или побуждения словом «нельзя», произнесённым со строгой интонацией. Важно помнить, что этим словом не нужно злоупотреблять, иначе запрет просто не будет действовать.
Бесконечные «нельзя» станут просто шумовым фоном и будут «пролетать мимо ушей».
При неправильном поступке ребёнка нужно предложить замену его неправильным действиям, например: «Кису нельзя бить по спинке, можно гладить». И затем показать, как «гладить».
С первого раза возможно и не получится, но при регулярном повторении всё усвоится очень прочно. При активном обследовании окружающего мира слово-запрет станет своеобразной границей личного пространства.
Большой мир страшит малыша, и такие границы ему жизненно необходимы, чтобы чувствовать себя увереннее.
Отклонения от нормы
В группе риска, в плане нарушения развития речи, находятся недоношенные дети с очень низкой массой тела при рождении, дети с нарушениями слуха и зрения (как проверить слух ребёнка), с гипертонусом мышц, с недостаточным функционированием черепных нервов, наличием структурных изменений головного мозга.
Распространённой причиной задержки речевого развития является недостаток в воспитании, когда ребёнком не занимаются, ему не хватает внимания. При педагогической запущенности родители должны немедленно браться за устранение своих ошибок.
Симптомы отклонения развития речи младенца от нормы:
- У ребёнка нет гуканья и гуления в первый год жизни, он не фиксирует взгляд на движущемся объекте;
- Нет «комплекса оживления», реакции на эмоциональную речь;
- Запаздывание периода лепета к 6 месяцам, нет интереса к окружающему миру;
- Гуление и лепет монотонные, очень тихие, неэмоциональные, без интонации;
- Язык неправильно расположен в полости рта, заметны спазмы мышц рта, языка;
- К 9–12 месяцам в речи сохраняется простой однообразный лепет;
- Ребёнок теряется, отыскивая глазами источник звука;
- У детей с проблемами речевого развития, связанными с поражением центральной нервной системы, появляются трудности с жеванием, глотанием, они не могут пить из чашки, часто поперхиваются едой;
- Ребёнку безразлично то, что его не понимают, он говорит на «тарабарском» языке, понятном только ему одному;
- К 12 месяцам у детей с патологией речевого развития не появляются не только обычные, но и лепетные слова. Они предпочитают вместо них выражать свои желания жестами, мимикой или мычанием.
При несоответствии возрастной норме речевых проявлений годовалого ребёнка нужно обратиться к специалистам: детскому неврологу, отоларингологу. Организм малыша пластичен, при раннем начале коррекции проще преодолеть нарушения развития речи.
Несвоевременно исправленная задержка речи, обнаруженная в раннем возрасте, может привести к интеллектуальному отставанию таких детей от сверстников и задержке психоречевого развития. Задержка развития речи делает ребёнка замкнутым, раздражительным, временами агрессивным. Его умственное развитие замедляется, впоследствии затрудняется процесс овладения чтением и письмом.
Контролировать овладение речью нужно с раннего возраста. В этот период при помощи простых игр со звуками активно упражняется артикуляционный аппарат и слух ребёнка, готовится почва для правильного усвоения родного языка.
Основные задачи, стоящие перед родителями детей с речевыми патологиями, можно сформулировать так:
- Расширение словарного запаса;
- Исправление неточностей в произнесённых словах и фразах;
- Обучение умению правильного построения высказываний;
- Внимательное отношение к детским вопросам.
Главное помните — необходимо вынуждать малыша говорить. Приведённые примеры отклонений дают родителям возможность понять насколько хорошо идёт речевое развитие их малыша, нет ли проблем, требующих срочного вмешательства специалистов.